Введение

О чем это

Этот текст содержит описание путешествия четырех человек в начале июля 1999 года на Грушинский фестиваль авторской песни.

Для кого это

Разумеется для всех, кто захочет прочитать. Но разные фрагменты (предположительно) могут быть интересны для разных категорий людей: моих сотрудников, со-любителей авторской песни, автотуристов и пр.

Действующие лица и (авторы?) исполнтели

В поездке приняли участие следующие лица (по привычке начал было писать "и организации", но чего не было - того не было).

  1. Анатолий Лазарев - это я, 1958, русский (в основном), не был, не привлекался, вышое... и т.д. В поездке - завхоз, повар, воспитатель номера второго.
  2. Михаил Лазарев - мой сын, на момент поездки двеннадцати лет.
  3. Сергей Лызлов - владелец машины, главный водитель и механик.
  4. Игорь Козлов - второй водитель.

Все мы в той или иной степени интересуемся музыкой вообще и авторской песней (далее - АП) в частности, играем на гитарах и поем, как соло, так и хором. С некоторыми эксзерцисами первых трех из перечисленных можно ознакомиться здесь, а с моими собственными - здесь и (пока просто куча аудио файлов) здесь.

Путешествие

В качестве средства передвижения у нас была Сережина "Таврия", на которой к этому моменту была проехана не одна тысяча километров по дорогам нашей необъятной родины. В основном это правда были дороги нашего региона - юг России. Поездка на Грушинский была (пока!) саммым длинным путешествием как для самой машины, так и для ее водителя. Впрочем нас поддерживало то, что Игорь имел хороший опыт "дальнобойных" рейсов.

Маршрут

Ростов - Волгоград - Саратов - Сызрань - Тольятти - Прибрежный - поляна фестиваля. Протяженность - 1330 км. Была у нас мысль ехать через Липецк и только по трассам. Такой путь был бы километров на 100 - 150 длиннее, но, предположительно, проходил бы по более лучшим дорогам. Но практика показала, что и наш маршрут проходил по вполне приличным дорогам, причем не сильно загруженным, в отличие от "крутых" трасс. Так что обратно мы поехали тем же путем. Следует заметить, что лучшая дорога была в районе границы Саратовской и Ульяновской областей, несмотря на то, что согласно атласу наличие дороги там вообще было проблематичным.

Плохие участки дороги (длинные объезды) встретились в Саратовской области, всего три штуки, и еще один, тоже длинный - в Ростовской.

Прохождение

Как туда, так и обратно мы прошли маршрут за два дня. А чего было надрываться то? Туда мы стартовали из Ростова в понедельник, 28 июня в 10 часов, остановились на ночлег около 21 часа за Волгоградом, на следующий день стартовали в 8 утра и около 19 часов были на фестивальной поляне. Обратно выехали в 12 часов, в начале первого ночи остановились, на следующий день стартовали в 9 утра, и в 17 были в Ростове.

В копилку опыта автотуриста. По пути туда мы нашли прекрасное место для ночлега, почти точно посредине пути. После Волгограда, когда настало время останавливаться мы свернули на "первопопавший" проселок и онаружили там а) непаханный и несеянный луг, б) отсутствие людей, в) красивый вид на Волгу и г) родник. Находится это на 335 километре от Волгограда к Саратову, поворот на село Варькино. Но ехать надо не в село, а по грунтовке уклоняясь вправо. Родник - чуть дальше по той же догоге, возле него тоже есть место для стоянки, но там больше комаров. Комаров, кстати, и на лугу хватало, но тут уж ничего не поделаешь. На обратном пути мы ночевали в том же месте, такое на нас оно произвело глубокое впечатление. Мы даже любовно прозвали Варькино селом "Большие Вареники".

Фестиваль - вообще

О чем идет речь

Странно сказать, но возможно существуют люди не бывавшие на Грушинском фестивале и даже не совсем четко представляющие - что это такое. Моя информация достаточно краткая, интересующихся отсылаю к официальному сайту фестиваля, который, кстати, заметно обновился в последнее время. Так вот, фестиваль начал проводиться товарищами и соклубниками погибшего в 1967 году Валерия Грушина в его память. Со временем он стал (и остается) крупнейшим фестивалем АП в СССР, России и вообще, наверное, в мире. Числа называают разные (и непонятно, откуда их берут), но количество приезжающих на фестиваль сейчас - больше 150 тысяч человек. Опять же - посмотрите на сайт фестиваля, там все написано подробно и с фотографиями.

Где

В Самарской области великая русская река Волга (она же - мать великих рек, как пели мы в школе на уроках пения) делает почти полный оборот по часовой стрелке. Правда не замкнутый :) Это явление природы называется Самарская Лука (так и не знаю - где ударение в слове "лука"). Если кто-то слышал песню со словами "но назад с тихой грустью оглянемся где-то около Переволок", то имейте в виду, что эти Переволоки расположены как раз в районе оставшегося узкого перешейка. По видимому там раньше переволакивали суда посуху, чтобы не пилять по всей окружности.

В северной части этой самой луки, между городами Тольятти и Самара на левом (северном здесь) берегу Волги, в районе поселка Прибрежный и происходит фестиваль. Съезд к прибрежному с трассы Москва - Челябинск расположен в районе 998 километра от Москвы. А если уж вы попали в Прибрежный, то спрашивайте любого, вам всякий скажет куда дальше. Но все таки: спускаемся по поселку вниз, в направлении Волги, переезжаем железную дорогу, поворачиваем влево, оставив слева от себя большие емкости или цистерны непонятно от чего, и километров через четыре-пять грунтовки упираемся в (фор)пост фестиваля. Дальше - по обстоятельствам.

География, топология, топонимика и морфология

Как известно из "Алисы в стране чудес" курорты всегда устроены так: море - пляж - вокзал. Что-то похожее и здесь. Начиная с берега Волги имеют место быть: песчаный пляж, полоса суши, протока, через которую перекинут понтонный мост, полоса суши, протока с деревянным мостиком, широкая полоса суши, на которой, собственно и располагается весь палаточный город, протока, через которую ничего не перекинуто, зато есть паром в виде плота с ручным приводом, склон горы (см. далее "Гора")... А что там, за перевалом, там, за перевалом, там, там, там... В общем я там не был. На протоке, со стороны, примыкающей к Горе сооружается плавучая эстрада в форме гитары, на которой происходят главные концерты. Палаточный город (не городок же, в самом деле!) занимает практически все свободное пространство на главной полосе суши и простирается (хорошее слово!) километра на два, по моему. Кто мерял - пусть меня поправят.

Сервис и прочие удобства

Понятно, что весь приехавший народ надо поить, кормить, охранять, развлекать и справлять нужды разного размера.

Вода
Две артезианские скважины вода из которых подается в горизонтальные трубы, с (в дальнейшем отсутствующими) кранами. Также за день приезжало несколько цистерн с надписью "Молоко", но с водой внутри. В общем воды хватало, но чтобы ее набрать приходилось постоять в большой, хотя и быстро идущей очереди.
Нужды
На территории лагеря было сделано несколько пар туалетов. Туалет представляет собой достаточных размеров канаву, покрытую дощатым настилом с технологическими отверстиями и обнесенную забором из толстого черного полиэтилена. Кстати, даже по темному времени суток проблематично воспользоваться традиционными кустиками - их или нет вообще, или в метре от них стоит какая-нибудь палатка. Кроме описанных "гранд" туалетов имелись несколько одноместных, в виде большой палатки, поставленной над ямой. В качестве щеколды при этом применялась бумажка "Занато - Свободно" на веревочке.
Охрана
Были заметны в большом количестве омоновцы и милиция, на территории лагеря развернута целая в/ч с маскировочной сеткой. Может быть благодаря именно этому я не наблюдал каких-то эксцессов, драк и т.п., несмотря на большое количество пьяных. Но ОМОН - ОМОНОМ, а кражи по палаткам существуют, и (говорят) в достаточно большом масштабе. Мораль: деньги и аппаратуру носить с собой или всегда оставлять кого-то в лагере.
Еда и прочие материальные блага
Рядом с территорией палаточного города располагается базар, который интересен сам по себе. Продается фактически все, что может иметь спрос в этом месте в это время. Аудио и видео записи (не только АП), книги (в основном АП), сувениры, туристское снаряжение (палатки, спальники, коврики, байдарки, ботинки, примуса ...), батарейки, фотопленки, продукты. По сравнению с Ростовом рынок или ненамного дороже или даже слегка дешевле. Из продуктов продают в основном непортящиеся, но некоторые продавцы с рефрижераторами продавали и колбасы, и сосиски. Хлеб есть в достаточных количествах. Нет, наоборот, типичного базарного репертуара - картошки, овощей, мяса. Нет, по крайней мере в открытой продаже, алкоголя, только пиво. Из под полы - не знаю, не спрашивал. У нас с собой было. На меня большое впечатление произвел набор палаток - их моделей было десятка три. Для нашего Ростова это экзотика.
Развлечения
Казалось бы - слушай себе авторскую песню под каждым кустом, и, тем самым, развлекайся. Но реально, конечно, это надо далеко не всем. Так что были и художники с рисованием портретов, и катание на вертолете за 3000 рублей на 20 мест и 30 минут, и водные соревнования, проводимые спонсорами, и, наверное, что-то еще. Например съемки программы "Тема" с Гусманом сами по себе были неплохим развлечением.

Фестиваль по существу

Где слушать

Кроме катания на вертолетах и покупки палаток ожидается услышать на фестивале и собственно АП. И надо сказать, что ее было там. Итак, где и когда можно было услышать эту самую песню.

Костры
... и вообще места стоянок. Идешь, слышишь - поют что-то. Подошел, послушал, дальше пошел. Я сам на этом фестивале таким не занимался, и особенно сказть ничего не могу. Но от некоторых костров было слышно вполне приличное пение. Был, впрочем, и Цой, поемый дурными голосами и то, что поющим казалось металлом.
Площадки прослушивания
Действительно, это место достаточно пригодное для того, чтобы сразу услышать много новых авторов и / или исполнителей. Я бывал только на прослушивании Второго Канала (см. дальше), и мне это было интересно.
Сцены (так, наверное?)
На территории фестиваля располагались пять (кажется) сцен. Они представляют собой подмостки, оснащенные вполне приличной аппаратурой, оформленные задниками и спонсорами. С не раннего утра и до вечера на всех сценах шли почти постоянные концерты. Состав концертантов определялся не знаю как и кем. Но походив по площадкам можно было увидеть и услышать интересных для себя артистов. В том числе "великих" - я с большим удовольствием послушал концерт Никитина в сопровождении флейтистов (тем более, что нам удалось попать в самый первый ряд лежащих на траве), Михаила Кочеткова и пр. и пр. и пр.
Гитара
Главные концерты фестиваля проводятся на гитаре - плавучей сцене, о которой я уже писал. Но про это дальше, про Гору.

Конкурсное прослушивание

Вот в этом я как раз не участвовал вовсе. Поэтому ничего и не расскажу.

Второй канал

Второй канал Грушинского фестиваля - это образование, созданное два-три года назад по инициативе организаторов самого фестиваля (а вовсе не в пику им!). Подробнее - здесь. Вкратце цель создания второго канала я понял так. На "главном" прослушивании имеют шанс на победу не столько хорошие стихи и / или музыка представляемой песни, сколько ее громкое "веселое" исполнение. Разумеется это сильно утрированное утверждение, но как тенденция - пожалуй верно. Как неоднократно замечалось, прийди сейчас на фестиваль никому не известные Визбор или Окуждава или Новелла Матвеева - у них практически не было бы шанса попасть в лауреааты (еще раз: это не мое утверждение, а повторение того, что я слышал не один раз и в телеконференции и устно).

Так вот, второй канал и был создан для того, чтобы без спортивной гонки прослушать людей, которые считают, что на "первом" канале их не оценят. Одно из самых, на мой взгляд, ценных качеств второго канала - это то, что тут не только говорят "спасибо, следующий", а еще и достаточно подробно, доброжелательно и компетентно обсуждают представленные песни. Так что кроме отбора молодых и не очень талантов тут происходит перманентный худсовет. Что интересно: мне показлось, что для многих прослушивающихся действительно было интересно выслушать "беспощадную" оценку их творчества. От друзей-то этого ведь не дождешься! А для некоторых было совершенным сюрпризом узнать, что их песни не совсем гениальны, и почему это так.

Я так подробно про все это рассказываю потому, что у меня среди второканльцев оказалось довольно много знакомых - как личных, так и "по переписке". Более того, они нас приютили подогрели и обобрали, в том смысле, что дали место для стоянки на своей территории, за что еще раз спасибо. Еще более того - меня даже пригласили участвовать в работе жюри второго канала в ранге стажера (т.е. говорить можно что хочешь, но решающего голоса все равно нет). К сожалению (да, гг. Ланцберг, Жуков и Гоша, к сожалению!) после одного сеанса работы я был вынужден подать заявление "по собственному". Работа в жюри мне нравится, где же я еще могу показть свою эрудицию, остроумие и красноречие обрушиваясь на бедных прослушивающихся, но... Я не расчитывал на это приезжая на фестиваль, а так как приехал я первый раз, то мне хотелось посмотреть "все", а это требовало времени. Кроме того, почетные, но трудные обязанности повара и завхоза. В общем я оттуда ушел, но в свободную минуты зачастую подходил, давал соискателю пару ценных советов, и вздыхая уходил дальше :)

Мне второканльская компания понравилась! Я с удовольствием встретился со своими давними знакомыми и очно познакомился с теми, кого раньше знал только по подписи под письмами в конференцию.

А еще?

А еще я с (уже привычным) удовольствием встретился с Петей Кошелевым из города Энгельса, одним из тех немногочисленных авторов (музыки, в данном случае), чьи произведения мне прям-таки нравятся. Познакомился с Александром Ивановым из Калининграда, Дмитрием Дихтером (ну, Дихтера-то все знают!), опять же встретился с Колей Жевалевым из Саратова. Лет ... в общем много ... назад у них там был прекрасный ансамбль - Жевалев, Сережа Зайцев (который тоже был на фестивале, но я с ним так и не пересекся, а жалко!), Нина Ананова. Эх! Чудесная, невозвратимая пора детства, как правильно сказл Лев Толстой...

А еще, разумеется, осталось ощущение недо(говоренн|допет|втреченн)ости. Но ведь так всегда бывает. Приходя не радуйся, уходя не грусти. А я и не грущу, впрочем. Мы еще молоды...

Гора

Гора - это не только наклонный спуск к протоке, но и место, на котором располагается публика во время главных концертов фестиваля и сама эта публика. "Привет, Гора!" - такими словами начинал свое выступление каждый, если не второй, то третий из выступающих на гитаре. Надеюсь все помнят, что гитара - это пловучая сцена перед горой, на которую по мостику заходят авторы и выступают, и выступают...

Мы были на одном из таких концертов, в ночь с субботы на воскресенье был концерт гостей и жюри (кажется так?), в общем крутых, великих и приглашенных. А концерт лауреатов был в воскресенье, когда мы уже уехали.

К началу концерта (22 часа вечера) мы опоздали, уже было фактически темно, когда мы направились к горе. Следует сказать, что среди старожилов фестиваля хождение на гору непопулярно. Но мы-то не старожилы! В общем пошли. Мостик через ручей по пути перегорожен вдоль милицией, которая время от времени просит прижиматься вправо, чтобы не мешать встречным. А движение людей туда и обратно весьма интенсивное. Хорошо, что не произошло никаких ЧП вроде минского дождя, при таком скоплении народа могла произойти очень неприятная давка.

Самое гора когда-то была покрыта травой, а теперь вытоптана многочисленными поколениями любителей АП до состояния просто песка с фрагментами травы. И вот по этому песку нескончаемым потоком идут люди туда - найти место, и оттуда - наверное уже надоело. Так как ветра нет, то в воздухе стоит пыль (впрочем если ветер был бы, то пыль бы летала). Наутро оказалось, что моя до того близкая к белой кепочка стала близкой к коричневой. В общем нашли и мы место на песчаной ступеньке, плюхнулись, поерзали (а вот сидеть на песке удобнее, чем на траве, это да), и принялись слушать концерт. Т.к. сидели мы заметно сбоку и далеко от сцены, а бинокля у нас не было, то нельзя сказать, что мы его стали смотреть :) Правда общий вид с горы мне понравился - и сам сцена, и вид на лагерь, и два дирижабля в тумане...

Концерт себе и концерт. Мэтры себе и мэтры. В том смысле, что действительно мастера выступлений были как всегда хороши (на мой, естессно, вкус). Никитин, Мищуки, Сергеев. Были неплохие выступления скажем так, среднего звена, бардов. А была, при нас в количестве двух штук, откровенная лажа. Во-первых некто Самарский пел нечто про Россию встающую с колен под фонограмму и со вздыманием рук, а во-вторых некто другой (забыл фамилию) с голосом а-ля Высоцкий так этим злоупотреблял, что прям вааще. "Если друг оказался ..." - слово "вдруг" сначал должна пропеть гора, что она, впрочем, добросовестно и делела, и только затем опять "вдруг". Ну да бог судья ему и организаторам концерта. А так ничего. Досидели мы часов до двух ночи и пошли к себе - сил никаких не осталось. А концерт продолжался еще долго, кому-то там сильно свистели, то ли одобрительно, то ли наоборот. Но это все уже без нас.

Еще, кстати, впечатление от концерта - оглянешься назад, и видишь много фонариков, на мой взгляд красиво. Правда старожилы опять же говорят, что раньше и фонариков было больше, и вода мокрее...

Заключение

Зачем? или отчет о проделанной работе

Разумеется не "зачем фестиваль", а зачем я на него ездил. Посмотреть, что это такое - посмотрел. Просто отдохнуть от работы - отдохнул. Встретиться со своими старыми знакомыми - и это было. На людей посмотреть и познакомиться - и тут я не ударил в грязь лицом. Блеснуть яркой звездой на АП-небосклоне - вот это, прямо скажем, не совсем удалось, да и не сильно я старался. Правда в фавориты второго канала я попал, чем, разумеется, доволен. Так что цель поезки можно считать достигнутой.

А на следующий год?

Не знаю. Но хотелось бы.

ВОТ И ВСЕ, А КТО ЧИТАЛ - МОЛОДЕЦ!


Anatoly K. Lasareff
Last modified: Wed Oct 17 12:00:54 MSD 2001