Предисловие

О чем, кем и зачем все это здесь написано. В сентябре 1999 года я, Лазарев Анатолий Константинович, 1958-го, в общем-то русский, совершил (или как это сказать? сделал? произвел?) десятидневную поездку в США. Поездку эту организовала Библиотека Конгресса США в рамках программы "Открытый мир - Российская программа лидерства". В общем я оказался одним из примерно трех тысяч лидеров. Мда-а... Так вот, в поездке я как всякий порядочный путешественник фотографировал, а также, что делает далеко не каждый порядочный путешественник, вел дневник. Далее приводится этот самый дневник. Крайне незначительные позднейшие добавления выделены вот таким шрифтом.

О фотографиях. Да, скажем честно, фотографии не вполне. А многие даже вполне не. Но все-таки они есть.

Дневник начинается с того момента, когда я из московских гостей поехал в Шереметьево в гостиницу "Новотель". Там должна была быть первая встреча и отправка нас наутро в Америку.

Вместо эпиграфа

Вместо эпиграфа я использую письмо, написанное мне любящими сотрудниками перед моим отъездом. Это все шутка!

В этот тяжелый и страшный час испытаний, выпавший на твою долю и тяжким грузом легший на твои хрупкие плечи, ПОМНИ:

1. Мы, взрастив тебя в нашем трудовом коллективе, верим в твои силу воли, чувство гражданской ответственности, знания и умения, приобретенные на тернистом пути лидерства.
  2. Уверены в том, что по трудным дорогам Америки ты высоко пронесешь тяжким трудом заработанные Права (водительские) и Обязанности (загранпаспорт).
  3. Надеемся, что и на самом дне беспросветной мглы империалистического ада путеводной нитью проведет тебя взятая из дома Горсть Родной Земли, Кусок Родной Березы, Струна Родной Балалайки (как вариант, Кнопка Родного Баяна), Бутылка Родной Водки и Образ Родной Матрешки.
  4. Не сомневаемся, что твой недюжинный Разум, озаренный светом Патриотизма не позволит тебе поддаться на провокации, каковыми являются:

Начиная с этой минуты молимся за тебя и за твое успешное возвращение из жерновов, перемалывающих судьбы, страны и народы! Верим в тебя!

Родной Коллектив.

7.09.1999

Фотографий еще нет

... а я в Шереметьево. В общем (пока) культурного шока не было. Но все красиво и фешенебельно. До вселения познакомился с некоторыми участниками и переводчиками. Стекло и бетон... Карточки - ID key. Сходил в Шереметьево, пообедал за 4$ (на самом деле за 104 рубля - котлета с чаем). Со мной живет Дмитрий - представитель президента в пскове. Перешли на "ты". В 18:00 собрание, в ночном клубе вместо конференц-зала, т.к. во всем холле выставка (или конференция?) "Розница и Дистрибуция 99". Раздали по толстой папке про Америку и про программу. Огласили состав групп и их переводчиков. Я в одной группе с Дмитрием (Хитроненков). Теперь в 21:00 ужин, завтра в 8:00 подъем, в 9 - завтрак, в 10:30 - сбор, в 11 - выезд в аэропорт, в 14:30 - вылет, но из Нью-Йорка куда-то еще на самолете. В телевизоре около 40 каналов, все (естественно) чисто, ручки, а не краны в душе. Думаю, что следующая запись будет послезавтра.

9.09.1999

Я в аэропорту JFK проверяю на прочность их свободу играния на гитаре где хочешьЯ в момент приезда в Портленд, изрядно потрепан и улыбка кривоватая...

Так оно и вышло. Но скажу сразу: дорога наша еще не кончилась. Итак, вчера действительно позавтракали, съехали из "Новотеля", при сборе нашей группы сказали, что мы из NY летим в Портланд - это на западном побережье USA, т.е. еще 7 часов. Без особых проблем я прошел все проверки при вылете и даже не заметил, как пересек госграницу. В Duty Free был сюрприз - обнаружил изделия Вадима Сиденко. Сели, полетели. Освоился довольно быстро. Через 10 часов - NY, JFK. Кстати, я сидел в самой середине, так что в окна ничего не видел. В аэропорту была небольшая неразбериха, связанная с получением билетов дальше. Никто меня не встретил (должны были встретить двое "бывших наших", живущие ныне в Нью-Йорке), скорее всего не нашли. Как впоследствии выяснилось - и не встречали, по разным причинам. Аэропорт громаднейший. Времени для записей мало, так что в тезисах: очередь самолетов на взлет, нескончаемый аэропорт, первая покупка (пиво в самолете), посадка в Сиэтле, закрытая дверь на вход в самолет, встреча в Портланде, я объясняюсь на англ., поселение в гостинице, пьянка с соседями, здоровый (?) сон, подъем в 9 часов, шведский стол, завтрак ... и вот скоро мы (~11 часов) собираемся, нас повезут на ланч и ориентировку, а потом разберут по семьям. Надеюсь, продолжение следует. Для интересующихся: "закрытая дверь на вход в самолет" означает вот что. В Портленде мы все вышли из самолета прогуляться по аэропорту. Я по своей привычке пошел гулять один. А когда захотел вернуться в самолет через ту же дверь, через которыю я вышел - обнаружил ее закрытой. Правда, как потом оказалось, закрыли ее не навсегда, а на некоторое время. Так что в самодет я все-таки попал.

10.09.1999

Я в момент приезда в дом с хозяевамиВо дворе перед фермой в ожидании BBQАборигены внимают экзотической музыке во дворе фермыМы и мэр Салема на фоне надписей 'МИР' на разных языках

Продолжение последовало. Вчера был трудный для меня день. Утром после шведского завтрака нас разделили по маленьким группам, нас с Димой, Николаем (который впоследствии оказался проректором чего-то) и переводчика Сережу ... Сначала нас всех повезли в близлежащий ресторанчик, где мы позавтракали "шведским столом". Нас с Димой "пас" мужик, оказавшийся лесником на пенсии. Я с ним общался, как мог. Вроде иногда получалось. Потом всех повезли в центр Портленда, в здании суда устроили ориентировку относительно американских ценностей, часа на два. А потом уже именно нашу маленькую группу некий другой мужик повез в Салем - столицу штата Орегон. По пути мне было плоховастенько, голова болела. Ехали около часа. Пейзажи, реки, многоярусные дороги. В Салеме нас, наконец, определили к хозяевам - Ричард и ???. Он отвез нас к себе за город. Прекрасный и удобный дом, который он сам проектировал и сам (как я понял) делал. Он с удовольствием рассказывал мне про разные породы дерева, которые все пошли на постройку дома, и которые все из Орегона. Нам выделили комнату на двоих с прилегающим санузлом. Походили, переоделись, поехали на барбекю. Ферма по выращиванию сена (как я понял). Съехались человек 40, соки, вино, пиво, ходили со стаканами, улыбались. Переводчик наш опаздывал, так что мне пришлось отдуваться. Я одел шорты (и был не один такой), но было прохладно. Потом "сварилось" BBQ, всех пригласили, опять в порядке самообслуживания посидели за столиком, поели. Я, разумеется, вскоре схватил гитару, начал с "Ой, да не вечер", но потом перешел на fun - "На ранчо..." и пр. Стяжал славу. А потом все снялись и разъехались, в том числе и мы. Уже было темно, около восьми вечера. Дима нашел общий (немецкий) язык с Sibille - хозяйкой дома. Она из Швейцарии. Ричард показал мне две его гитары - одна какая-то старая, знаменитая, а другая тоже знаменитая, но я не знаю, чем. Я спел про C++, но, в общем, был уже никакой. Пошли спать, перед сном выкупался, Спал сначала хорошо, только все время снился английский язык, но потом в комнате стало жарко (air condition), а потом опять ничего. Из-за разницы во времени (11 часов) мы оба проснулись около 7 часов, и вот, я пишу. На сегодня в планах - встреча с помощником мэра Салема, потом что-то, потом ленч, а потом - свободное время.

Тот же день, 22:20. Примерно так оно и вышло. Только встречались мы с самим мэром. Нам мэр рассказал об устройстве городского управления, сводил нас в зал заседаний, подарил значок. До след. мероприятия у нас было около часа, я отколося и проторчал в книжном магазине, правда ничего не купил, но попрактиковался в речи. Затем нас повезли на встречу с принимающей организацией - Rotary International. Сначала был ланч, а потом... Сначала все они (дядьки лет 40-50, все англосаксонские и преуспевающие) обратились хором к американскому флагу, затем некий спортсмен - не член клуба - что-то долго говорил о спорте в школах, затем обменялись парой-другой ответов на вопросы. При этом я, как мне показалось, очень мило ответил на вопрос о нашем отношении к ритуалам клуба. После всего этого нас выкинули :) возле мола и дали 2.5 часа на разграбление города. Я (преодолев себя) сделал три покупки. [...] Я ходил один. Потом мы все встретились и заблудились по пути до места встречи. Если бы не я, записавший с самого начала названия улий на перекрестке, то мы бы так и ходили. Потом нас повезли в дом к Джону - хозяину Сережи и Николая. Отдохнули (а после мола все устали и разозлились). А а потом поехали к нам на еще BBQ. Оно, на мой взгляд, было гораздо лучше вчерашнего. Были только мы и наши хозяева. В конце концов запели, Ричард достал вторую гитару, слегка попели, поговорили, я показал свои фотографии. Я даже попомогал повытирать посуду. Вот и все.

12.09.1999

Я на только что увиденном лавовом полеСмотровая площадка из лавы на перевале SistersМы на смотровой площадке, на тумбе - направления на горыВид со смотровой площадки на лавовую пустыню Вид с катера на реку WillamettКамни на берегах, выложенные 140 лет назад китайцамиВид из катера на дом Ричарда, в зеркале сам Ричард Таким мы увидели Тихий океанВ серединке - я покоряю стихиюЯ (справа) на бугре возле океана (слева)Смотровая площадка с вулканическими берегамиВулканические берега смотровой площадкиМост через залив в городе Newport Мы с Кейси музицируем

Прошло два дня, а не один. Это был весьма напряженный, но и весьма интересный weekend. Итак, в субботу нас с утра повезли, как сказали, в пустыню. Туда ехали часа три. Постепенно выехали в горы. Живописные. Потом, уже по горной дороге, все выше. Вдруг увидели пустыню. На самом деле это громадное поле застывшей после изержения вулкана лавы. Она вся перекореженная и колючая. Потом проехали еще, и на высоте около 6000ft остановились на перевале Sisters. Там сделана башенка из той же лавы, на ее крыше и внутри - указатели на разные окружающие горы. Горы частично со снегом. А поля лавы - действительно пустыня. Все это очень красиво и интересно. Потом поехали до городка Sisters. Городок туристский и весь ужасно американский. Съели ланч. Поехали дальше, другой дорогой уже обратно. Сначала тоже по горам, видели водохранилища, плотины. Когда доехали до Салема все уже устали. Нам дали два часа на отдых. Наши хозяева куда-то ушли, нам оставили ключ. В начале восьмого (вечера) за нами заехал Джон с терезой, и нас повезли на фиесту в Портланд. Приехали уже совсем затемно. Фиеста представляла собой огороженное место на набережной. Длиной метров 800. Внутри в основном продавали пиво и BBQ разных видов и сортов. Кроме того играл оркестр, были "ларьки" с сувенирами разных сортов. Мы съели свиные ребрышки, потом попробовали веселиться по американски, но т.к. я был один сильно весело мне не было. Грустно, правда, тоже не было. В конце концов все собрались на час раньше запланированного времени и поехали назад в Салем. Приехали в начале двеннадцатого, сил ни на что уже не было, легли спать.

Сегодня проснулись в 6:30, встали - позавтракали, потом Ричард нам сказал, что Сережа с Колей сильно устали, и что на океан мы поедем попозже, когда ему позвонят. А после завтрака Ричард покатал нас на своем катере по реке. Катер на подводных крыльях, или глиссер - я не разобрал. Водометный двигатель. По пути спасли каких-то других - у них заглох их катер, и "мы" их отбуксировали к мелкому месту. Только мы вылезли из катера - пора было ехать на океан. Ричард (как обычно) довез нас до Washington mutual, а дальше нас четверых на той же машине повез очередной дядька. Он был разговорчивее и веселее, чем вчерашний. До океана ехали около часа через горы. Океан был холодный, на мой взгляд около 13C. Мы с Димой все равно выкупались, около минуты. А на суше жарко. Прекрасный песок. Слазили с Сережей на вершину бугра с деревьями, стоящего возле берега. Потом пошли на ленч (тут же), а потом поехали по побережью на юг. Выходили на смотровой площадке, видели спину от кита. Потом заехали в "Аквариум". Мне очень понравилось. Всякие морские животные с надписями в аквариумах. В одном бассейне даже можно трогать. Бассейны с подводными окнами с морскими львами и каланами. В машине было очень жарко. Заехали в Newport, в прибрежный район. Много туристских лавочек. Поели мороженого, попили пепси. Полегчало от жары. Поехали домой, в Салем. У Washington нас подобрал Ричард и повез к себе. У него собралась вся (?) его семья - сыновья, дочери с мужьями, женами и детьми. И еще друг... Все было по американски - без явного "стола". Мы с Кейси - сыном Ричарда - предались музицированию. Кое-что было нормально. Все постепенно разошлись к 10 часам, мы слегка поговорили, и вот, я пишу. Все.

13.09.1999

Наша группа на фоне Капитолия и какой-то скульптуры в паркеВид со ступенек Капитолия на площадьВид с башни Капитолия на городПосле заседания горсовета, мы и Гэйл

Как я только что посмотрел в программе "Орегонские Новости" сегодня была рекордная для этого дня температура - 93 по F. Что-то около 31 C. И вот по этой температуре мы выполнили следующую программу. Капитолий (с подъемом на башню), Университет Милливэтта (на самом деле Вилламэтта, я не сразу выучил наизусть это название) (библиотека, ланч), отделение права, Союз Ветеранов, Community College, пицца у Джона, заседание "горсовета". Порядок я мог напутать. А так как я надел черные штаны и ботинки, то мне было слишком жарко. Вечером отправил письма (получил письмо от Светы, обрадовался), написал текст, который я хочу оставить на память. Завтра, по моему, тоже напряженная программа. Буду спать.

15.09.1999

Наркотики. Попробовать так и не дали...Ружжа и пистолеты Мы с Кейси на лужайке перед домомЯ на той же лужайке предаюсь заслуженному отдыхуВид с веранды дома - опять же на лужайкуДом на фоне, да, лужайки, снят в тот же день Нас обучают красиво носить спасжилеты... ведь провожают пароходы ...... проплывая мимо вашего города ... В магазине. Дмитрия не душат, а измеряют шею для покупки рубашки

Опять прошло два дня. Вчера программа сама по себе была не очень напряженная, но в конце концов я устал. Итак, вчера нас, после обычного уже завтрака, повезли в полицейский участок, где бравый и симпатичный сержант по связям с общественностью провел нам экскурсию. Сначала мы имели беседу с начальником участка, потом собственно экскурсия. В частности посмотрели отобранные "стволы" и наркотики, посидели в полицейской машине, посмотрели на компьютеры. Потом побеседовали в открытой кафешке с представителем ???, потом они нам подарили целую кучу подарков. Только сейчас вспомнил: до полиции нас возили в департамент ханятости. Можно искать работу у них через Интернет, и есть вакансии программистов. А полиция - уже потом. После полиции повезли на ленч в такой ресторанчик, где кожуру от орехов надо бросать именно на пол. А после ленча повезли "домой". Мы с Димой пошли на речку купаться. Очень здорово - вода прохладная, но не ледяная. Потом полежали (я полежал) на лужайке, а потом Кейси предложил покататься на водном мотоцикле. Я не захотел, но Ричард с Кейси взяли и привезли два мотоцикла (водных) на трейлере, надели на нас спасжилеты и шлемы и отправили кататься. Я быстро освоился, получил большое удовольствие. Потом ужин, а потом здоровый сон.

Сегодня. С утра две встречи - в департаменте по организации выборов, а потом в ассоциации чего-то. А потом был ланч в другом Ротари-клубе. Более демократично, но не более интересно. А после ланча я, Дима и Сибилла сделали шоппинг. Были в двух молах. Кроме "Пилота" я купил Мишке футболку, [...] и еще какие-то мелочи. На час приехали домой, выгрузили все, что купили, и что нам подарили (а нам в ассоциации чего-то подарили футболки и сувениры), а потом поехали в гости к Гэйлу. Там же были и Джон с Терезой. Посидели, я посмотрел альбомы, попактиковался в разговоре на чуждом мне языке с хозяйкой дома, потом приехали домой. Все. Завтра должна быть встреча с конгрессменшей и с редактором газеты - и это будет окончание официальной программы.

16.09.1999

На ступеньках капитолия в ожидании уже не помню чегоКонгрессменша и мыЯ на трибуне Конгресса штата Орегон Веранда дома Джона в ТОТ вечерИдут приготовления...Неформальное общение в полный ростСибилла и ТерезаКира (дочка Джона) и ТерезаКира и я демонстрируем русский разговорник
Панорама. Часть первая. Ричард.Панорама. Часть вторая. Сибилла.

Итак, отгремел последний вечер (не в Америке, а в гостях у Ричарда и Сибиллы). С утра мы встречались с конгрессменшей, потом ланч, потом в Сити-холле с какой-то планировочной комиссией, которая планирует будущую застройку города. Интересно, но трудно для перевода. Кстати, я оделся в официальную одежду, правда без пиджака. И еще - зашли в газету "Statesman Journal". Там нам подарили очередные подарки, в том числе вполне приличный фонарик. Потом поехали домой. Днем с нами ездил Гэйл. Дома побыли часа полтора, а потом поехали на вечеринку к Джону. Джон заранее накупил водки (по моему одну бутылку), и еще до того, как приготовились швейцарские блюда он был готов и пошел спать. Правда они квасят водку большими дозами, маленькими глотками и без закуски. Тут любой свалится. Через некоторое время пошел спать и Сережа, который хотя и не пил, но просто устал. Еще имелись две дочки Джона, старшая, по моему, со своим "дружком". Они тоже все пошли спать. А я, Николай, Дима, Тереза, Ричард и Сибилла очень мило, даже на мой вкус "посидели". Попели русские и хакасские песни, поговорили на русско-немецко-американском языке. Поели то, что дали, в частности мясо ламы. А потом приехали домой около 23:30. Я выпил еще стакан пива, сходил в киберпространство и все. Завтра мы едем в Ванкувер, штат Вашингтон. Там должно быть прощальное BBQ со всей нашей большой группой.

17.09.1999

Перед самым отъездом из домаАмериканские дороги - по пути в Портланд - IАмериканские дороги - по пути в Портланд - II Памятник по поводу посадки ЧкаловаТот самый аэродромЯ с только что полученным сертификатомАмериканцы поют хором на испанском языкеРусские поют хором на русском языке Вид города Сиэтла. Там были небоскребы, но пока я достал фотоаппарат мы пролетели...Вид на неизвестную мне гору по по пути в Нью-Йорк

Так оно и вышло. Я пишу это в отеле возде аэропорта Портланда. После вчерашнего :) нам дали поспать до 9 часов, мы быстро собрались, перехватили завтрак, и в начале двеннадцатого приехали Сережа и Коля с Джоном и Терезой. "Наши" остались, а Джон и Тереза распрощались и уехали. Около 12 мы все поехали в тот же Ротари клуб, что и в первый день. Но народ там был чуть-чуть попроще. Покушали, обратились к американскому флагу, позадавали нам вопросы (в основном Диме), я я спел "Солнышко лесное" и C++, и все кончилось (здесь). За время ланча Сибилла отвезла Корки отцу Ричарда. И мы все вместе, и еще с нами Гэйл, поехали в Ванкувер. Оказывается этот самый Ванкувер просто за рекой Коламбией от Портленда. Пока мы приехали я уже устал и перегрелся. Приехали мы на место посадки Чкалова в 1937 году. Частный (?) аэродром и музей американской авиации. Небольшая экскурсия, но я не смотрел. До того встретились с остальными группами - все 16 человек. Потом тут же в зале музея стоя произошел "митинг" по поводу нас. Всех наградили сертификатами и подарили подарки. Нам - альбомы с видами "наших" краев. Тут же мы встретились с дедушкой, который в свое время служил в ВМФ США, и там его заставили учить язык потенциального противника, т.е. нас. Он до сих пор вполне сносно говорит по русски. В музее мужик продавал очень хорошие летающие модели - машут крыльями и летают. Во все это время давали пиво, вино, чипсы и пр. А потом рядом же, в ангаре, накрыли столы, посидели, попили пива, поели гамбургеры. Причем гамбургеры раздавал тот самый бывший лесник, что водил нас обедать в первый день в Портленде. Я спел про гусей и про корову, потом все американцы во главе с Джоном (похожим на Рокфора) спели хором, потом мы - "Подмосковные вечера", "Ой, мороз", "Огней так много...". А потом все кончилось, нас привезли в этот отель (похожий на Новотель в Шереметьево), мы попрощались с нашими хозяевами. Было мне грустновато. Завтра подьем в 4 утра, в 6 - самолет. Думаю, что это все.