Отчет о приключениях меня и Светы на первомайские праздники 2003 года А. Лазарев 8 мая 2003 г. Всем заинтересованным лицам и организациям. На первомайские праздники 2003 года мы имели два путешествия. Сначала мы поехали на принадлежащей нам автомобильной машине из Ростова в Буденновск, к Светиной маме. Домчались за 7 часов 30 минут, нас не штрафовали, лороги были пустые. Вот только почти всю вторую половину пути шел дождь, переходящий в ливень. Света вела нашего стального коня большую половину пути -- 324 км против моих жалких 300. В Буденновске я был у тещи на блинах, Света, соответственно, у мамы, а оба мы -- у ее (Светы) сестры и ее (сестры) двухлетней дочки, по имени Полина. Пользуясь наличием машины успели съездить на Пасху в близлежа- щее село Арзгир, к родственникам. Однако жестокая судьбина потребовала нашего возвращения в Ростов, и 29 числа днем мы помчались обратнов Ро- стов. На этот раз Свете повезло -- ее оштрафовали за превышение скорости. Все-таки первый штраф -- это событие! Причем ГАИ-шник а) не хотел "ре- шить вопрос на месте", б) не верил, что это у Светы именно первый штраф ("... она так резво кинулась мне предлагать деньги ...") и в) в копии про- токола оказались не все банковские реквизиты, так что теперь в сберкассах как-то не хотят принимать платеж. Того и гляди, придется жить с преступни- цей и неплательщицей :) Меня, впрочем, тоже штрафанули, хотя, если быть честным, развели меня, как лоха, правда ненамного. Но таки в Ростов мы приехали, и примено за то же время. До того, как нам пришлось возвращаться в Ростов мы собирались из Буденновска поехать на машине в Приэльбрусье, куда мои коллеги по работе целились отдыхать по путевке. Путевку "без проезда" мы тоже купили. А после возвращения доплатили за проезд, и 30 апреля в 20 часов вечера по московскому времени загрузились в автобус возле Ворошиловского моста. Автобус был хороший. Там был встроенный туалет (правда открывали его водители только по явной просьбе), два телевизора, кино (про крутого перевозчика чего угодно на крутых машинах, который однажды перевозил девушку в мешке, а открыв мешок познакомился с ней и влюбился, после чего они вдвоем стали бороться против плохих парней, одним из которых был отец девушки, и, в результате победили плохих парней и спасли хоро- ших) показывали. А после распития вина + джина спалось вполне прилично. И около восьми часов утра 1 мая мы приехали к месу назначения, к турбазе "Эльбрус" в поселке Тегенекли в Баксаенской долине в Кабардино-Балкарии, как раз к завтраку. Разместились без проблем и претензий (по словам наше- го гида-руководителя-экскурсовода Максима Максимовича "отель, конечно, 1 примерно 0.75 звездочки, но для той стоимости путевки, что мы платили это очень мило". И действительно нумера были с целой мебелью, белье чи- стое, не холодно, туалет и душ с горячей водой в нумере есть. Чего еще надо? Кормили тоже вполне себе мило, а иногда и на убой. Хотя и не убили. Так, вечером 1 мая, наверное в честь праздника, в состав ужина входили 50 граммов водки и граммов 100 вина. Ну и вообще... Итак, после завтрака и размещения мы (а "мы" -- это были не только соб- ственно мы, а человек сорок, ехавших с нами в том же автобусе, и живших на той же турбазе) пошли пешком до Поляны Нарзанов, которая расположе- на в пяти км вверх по долине. Так как идти пришлось по асфальтированной дороге -- можете себе представить уровень трудностей и опасностей. Однако дошли. Да, поляна. Да нарзаны (три разноидности). И совершенно бесплатно! На той же поляне традиционная для Кавказа продажа шерстяных изделий и питательные точки. Вот в одной из этих точек мы и начали культурно отды- хать. Могу засвидетельствовать: местное пиво "Терек" на мой вкус вполне неплохо, а хычины (это, для далеких от -- такие тонкие лепешки с сыром, картошкой и маслом) в ларьке, что как зайдешь на поляну, и завернешь на- право за кафе, были выше всяких похвал. Усталые (после хычинов с пивом), но довольные (после них же) пионеры вернулись в лагерь. Кстати, все это время Света рассекала на горных лыжах на склоне Азау, с утра образовалась группа таких желающих, и она к ним присоединилась. Подробности у нее. Кстати, на турбазе есть прокат горнолыжного снаряжения за 150 рублей в сутки (а вот в местах близких к собственно трассам -- 350). После обеда мы со Светой предпочли предаться здоровому сну -- все-таки ночной переезд плюс нарзаны даром не проходят. Вечером, кажется, слегка попели песни во дворе турбазы. Но в общем достаточно мирно. На следующий день у нас была канаточная экскурсия на Эльбрус (ну ладно, на склоны Эльбруса...). Экскурсия оставила двойственное впечатле- ние. Горы, лыжи, горные лыжники и доскисты -- это все очень здорово и красиво. Опять же -- когда еще попадешь на высоту почти 4000 (на самом деле 3950) метров над уровнем. А вот очереди на канатки (а мы поднимались на трех очередях) это ужасно. Я думаю в общей сложности мы провели в этих очередях часа четыре. Правда в последней (это уже перед кресельной, а не маятниково-вагонной дорогой) было стоять заметно приятнее: на све- жем воздухе, с видом на горы, и отойдя из очереди был прямой шанс суметь вернуться на свое место. А вот очередь внутри станций канатки, когда тол- па стоит стиснутая, сверху капает, снизу хлюпает, и хочется подраться (что некоторые, не из нашей группы с блеском и проделывали) напрягала. Побыв на самой высоте мы со Светой, напуганные очередями, поехали вниз, пока еще вниз очередей не было. После чего отвисли в кафешке "Вер- тикаль" на пятачке с базарчиком возле нижней станции канатки ("Азау"). Рекомендую, хычины, чебурек и вино с видом на проплывающие сверху ва- гончики канатки были вкусны весьма. После ужина восемь человек из нас включая меня, но исключая Свету, пошли в сауну, расположенную на турбазе (для тех, кому интересно, зака- зали и оплатили сауну с утра, 400 руб в час, сталбыть с человека 100 руб за два часа, что есть нормально). В сауне была нормальная парилка и бас- сейн -- глубокий и с по настоящему холодной водой. Ну, а после сауны типа посидели с пцанами у них в номере (где пцаны это гг. Мирошниковы). А потом пошли спать. 2 На третий день нашего пребывания у нас была автобусная экскурсия на Чегемские водопады. Кстати, я так и остался в в недоумении: это тот Чегем, откуда Сандро из Чегема им. Фазиля Искандера, или другой? Ехать дотуда было часа три. С нами ехала другая экскурсоводша -- Изольда Махмудовна. Она весьма интересно рассказывала нам про проплывающие по бокам места, обильно уснащая свой рассказ старинными горскими легендами. Неправы те, кто думает, что все легенды заканчиваются тем, как "они обнявшись броси- лись в пропасть и жили долго и счастливо". Не все! Иногда бросались не обнявшись, или вообще по одному, а иногда даже и вообще не бросались, а обращались в камень. В общем здорово! С водопадами так вышло. Сначала мы подъехали к Малым Чегемским Водопадам, и осмотрели их (его? я видел только один). Впечатляющий водопад, метров тридцати. Ну, думаю, если это малый, то что же такое большие! А большие оказались хотя и живописно спадающими с живописных отвесных бортов живописного (действительно!) каньона, однако достаточно хилыми. А собственно река течет себе доста- точно ровно. В общем после осмотра каньона с водопадами мы покушали в одном из имеющихся кафе (кому интересно: хычины, шашлык, вино), и отправились к автобусу. На обратном пути мы поменялись автобусами -- в нашем был микро- фон, а в другом не было. И Изольда теперь экскурсоводила другую половину участников. А в наш автобус пересела из другого некто Света (не Лаза- рева), которая, сталбыть, так и не слышала никакой экскурсии. Что тут началось! Я, Света (которая Лазарева), Куцовол, Мирошников -- взялись ей пересказывать всю экскурсию. И выяснилось, что мы фактически все по- мним, все красивые горские легенды, а также сопутствующие им рассказы, например про Веру Флерову, открывательницу Тырныаузского вольфрамо- молибденового месторождения, или про нейтринку, или про ту самую скалу, на которой отец Федор сидел в одноименном фильме "Двенадцать стульев". Так, за разговорами, мы доехали до турбазы. По пути злые местные га- ишники пытались оштрафомать нашего водителя -- за пересечение (наезд колесом!) длинным автобусом сплошной на таком повороте, где не сделать этого было нельзя. В общем он им не дался, составили протокол, он отдал права. Мне, правда, он сказал, что у него и другие есть... Вечером ничего такого не было. Кажется. Не помню. В последний день нашего пребывания у нас была запланирована канаточ- ная экскурсия на Чегет. Многие из нас, вспоминая про Эльбрусские очереди, сильно сомневались, и думали -- а не покататься ли вместо этого на лыжах (для меня "покататься" значило "взять в прокате снаряжение и некоторое время попадать на склоне"). Однако в конце концов все поехали на Чегет -- и не ошиблись. Благодаря тому, что а) на Чегете сейчас склон был более бугристый там было меньше народа б) Максим Максимович проявил истори- ческую мудрость, и мы приехали пораньше, т.е. стали почти в начале очереди мы вполне себе резво поднялись на две очереди, с удовольствием посидели на камнях, желающие полепили снежных баб и снежных же покемонов, потом мы спустились на одну очередь, и пообедали (хычины, шашлык, мороженое, глинтвейн, слабоалкогольный напиток "Текила") в том самом кафе "Ай", в котором Визбор в свое время завтракал с видом на Эльбрус. Приехали на турбазу к обеду (который был по такому случаю в 15 а не в 14 часов), отдохнули, пособирались, сдали нумера, поужинали, и примерно в 20 часов стартанули в Ростов. Доехали без приключений, по пути нам 3 показали половину фильма про любовь Хэмингуэя во время первой мировой войны, а потом целый фильм "Мошенники". Но т.к. я почти спал, то этот фильм я пересказывать не буду. Около шести утра усталые же, но таки довольные, мы приехали в Ростов. Удачным образом автобус ехал почти мимо нашего дома, так что напрягаться не пришлось. И, не прошло после этого и двух с половиной часов, как мы со Светой сидели у себя на работах и напряженно работали. Все. 4